Заработная плата современного учителя: билет в школу выживания

Русранд Сергей Александрович Варзин 27.03.2019 23:32 | Образование 61

Не вызывает сомнений роль учителя в формировании гражданина Рос­сийской Федерации. Начиная с юного периода, происходит постоянное взаи­модействие ребенка и учителя в рамках учебного и воспитательного процесса. Первая профессиональная деятельность, которую созерцает школьник, пере­ступая порог школы, — это учительский труд. Именно в это время складывается в сознании ученика модель выполнения работы и отношения к ней.

Учитель, согласно современным ФГОС, выполняет сверхзадачи государства — он должен достичь образовательных результатов трех уровней: предметных, метапредметных и личностных. Т.е. не только сформировать тезаурус дисциплинарного толка, но и «…духовно-нравственно развивать личность ребенка…», «… вос­питывать успешного лидера…», «закладывать основы патриотизма…» и мно­гое другое.

Даже перечисленные единичные аспекты педагогической деятельности раскрывают новые социальные роли учителя: консультант, тьютор [1], фасилитатор [2], воспитатель, ментор и пр.

Как же оплачивается столь серьезный и многоаспектный труд? Обратимся к единице оплаты труда учителя (окладу) в 2017 году, в Санкт- Петербурге. За восемнадцать часов работы в неделю эта цифра составляет 10547 рублей. Именно такая начальная сумма озвучивается при устройстве на работу молодому специалисту, выпускнику педагогического высшего учебного заведения в Санкт-Петербурге.

Конечно, существует еще так называемая эффективность труда: количе­ство победителей и призеров олимпиад различных уровней, опубликованные статьи, выступления на конференциях, участие в социально значимой деятель­ности. За 1 балл такой эффективности к зарплате доплачивают 130 рублей. Та­ким образом, подготовка призера олимпиады районного уровня «стоит» 390 рублей. А, например, выступление на городском семинаре, — 260 рублей. Мож­но себе представить, как унизительны эти цифры для педагогов, которые затра­чивают на вышеназванную деятельность огромное количество ресурсов и вре­менных, и интеллектуальных, и денежных (ведь до места проведения меропри­ятия нужно доехать и т. д.).

Обратимся к дополнительной базовой единице оплаты труда — оплате проверки тетрадей. На сегодня эта сумма определена государством как 1011 рублей 93 копейки. Необходимо учитывать, что, например, у учителя началь­ной школы проверка тетрадей происходит по требованию ФГОС ежедневно, а, в среднем, затрачивается на нее 3 часа в день (по данным анонимного опроса учителей).

Классное руководство имеет подушевое финансирование. То есть, за од­ного учащегося в классе, учитель получает 110 рублей в месяц. Если учащихся 25 — это 2500 рублей в месяц. Необходимо отметить, что в эту сумму входят: проведение классных часов, родительских собраний, индивидуальные консуль­тации детей и родителей, реализация плана воспитательной работы (экскурсии, мероприятия, беседы). Педагогами было посчитано, что ежемесячно на теле­фонную связь с родителями учащихся (оповещения, срочные звонки, беседы, в связи с тотальной занятостью родителей и невозможностью их подойти в шко­лу) уходит сумма порядка 3280 рублей, что значимо превышает оплату класс­ного руководства в целом. Итак, чтобы учитель не погиб от голода и болезней в стране, где он вы­полняет государственный заказ нового образца (ФГОС), ему необходимо в об­разовательном учреждении работать на 2,5–3 ставки.

Это более 50 часов в не­делю, что не только противоречит трудовому кодексу Российской Федерации, но и нарушает Гуманитарное право человека с любой точки зрения.

Нами было проведено анонимное on-line анкетирование 178 учителей разных дисциплин из Санкт-Петербурга, имеющих высшее профессиональное образование, возраст которых колебался от 26 до 58 лет, при этом 68% из них имели педагогический стаж более 7,3 лет. Женщин было 84%. Получены следующие результаты:

1. У большинства опрошенных количество рабочих часов в неделю более 24. Среднее значение — 25,4.

2. Заработная плата, в среднем, — 29200 рублей.

3. 57% респондентов совмещают основную работу с иными видами дея­тельности. Не исключая даже подработки уборщиком помещений и курьером.

4. 83,5% учителей считают, что им не хватает денежных средств на нор­мальную жизнь.

5. 49,2% респондентов не используют положенный ежегодный отпуск. Причинами подобного явления является невозможность оплатить одновремен­но отдыха и оплаты питания, коммунальных платежей, транспорта и пр. Необходимо отметить, что собственная «дача» имеется только у 8,2% учителей.

6. Собственный автотранспорт имеют 17% опрошенных педагогов.

7. 73% педагогов свидетельствуют о наличии у них иждивенцев.

8. Наличие собственного жилья отмечают 64,1% респондентов.

Вот таким образом складывается картина жизнеобеспечения современно­го учителя. Безусловно, можно назвать это «школой выживания». Сравнимы ли те психологические и интеллектуальные нагрузки, которые сегодня отмечены в профессиональной деятельности педагога, та ответственность, которую он несет перед обществом, с той мизерной оплатой его ТРУДА государством, ко­торая фактически обрекает УЧИТЕЛЯ на страдания и болезни, которые появ­ляются быстро при отсутствии условий для отдыха и возможностей для полно­ценного удовлетворения своих бытовых и профессиональных запросов?

Что же происходит в России? Давно известно, что учитель первым встре­чает ребенка, вкладывает в него все необходимое, формирует в нем гражданина страны, дает ему знания, учит мыслить, трудиться, уважать и ценить мать и отца, любить Родину и много еще чего необходимого. Учитель — это фундамент государства, его опора в формировании здорового, умного, жизнестойкого народа. И, вдруг, мы видим, что Учитель брошен, позабыт, над ним насмехают­ся (когда говорят, что в учителя идут по призванию, а не за деньгами). Мы не видим государственного отношения к учителю! Мы не видим понимания вла­стью предназначения учителя. Или же ставятся ею другие цели?

Очевидно, что нужно изменить принципы финансирования системы обра­зования, это в первую очередь касается оплаты труда учителей, которая должна быть повышена в разы. Качественное улучшение материально-технической ба­зы всех школ — это особая статья, поскольку новый стандарт обучения не может быть полностью реализован при нынешнем уровне его материального обеспе­чения. И это все очень мягко сказано… Кстати, точно такие же слова следова­ло бы сказать и об оплате высококвалифицированного труда преподавателей и профессоров высших учебных заведений.

Сергей Варзин


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Тьютор (от англ. — tutor) — учитель, воспитатель, наставник, личный куратор ученика.

[2]  Педагогическая фасилитация — это усиление продуктивности образования (обучения, вос­питания) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет их особо­го стиля общения и личности педагога.


Автор Сергей Александрович Варзин, д-р мед. наук, Санкт-Петербург, команда поддержки Программы Сулакшина.

Опубликовано в научном журнале «Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути решения» Том 12 № 1 2017 г.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора